Близнецовые регистры мира

СРЕДНЕАТЛАНТИЧЕСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(THE MID-ATLANTIC TWIN REGISTRY)

mid-atlantic

Был основан в 1997 году при объединении близнецовых регистров Вирджинии и Северной Каролины. В 1998 году в него был включен регистр Южной Каролины. В настоящее время в регистр входит более 51 000 человек. Возраст около 2/3 участников превышает 18 лет, а средний возраст составляет около 35 лет. Близнецы и члены их семей принимали участи в многочисленных исследовательских проектах – от исследований, касающихся физического здоровья (сердечно-сосудистых заболеваний, осложнений при беременности, наркозависимости и т.д.) до изучения конкретных психических расстройств (например, депрессии).

ВЕНГЕРСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(HUNGARIAN TWIN REGISTRY)

hungarin

В 1970 году и в 1980-х годах в Будапеште были основаны два близнецовых регистра. Но уже в 1990-х прекратили своё существование. В 2006 году Венгерский близнецовый регистр был возрожден. В настоящее время в регистр входит 310 взрослых пар близнецовых пар. Проводятся исследования проблем здоровья, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Планируется проведение социальных, психологических исследований и изучения проблем, связанных с лишним весом.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР КОЛОРАДО
(THE COLORADO TWIN REGISTRY)

colorado

Базируется в Институте психогенетики Университета Колорадо в г. Боулдере. Рекрутирование близнецов ведётся с 1982 года. В регистре представлено 4 выборки: общая близнецовая выборка, лонгитюдная близнецовая выборка, выборка раннего развития навыков чтения и выборка учащихся Колорадо. На базе регистра проводятся исследования ранних когнитивных способностей, ранних навыков чтения, предрасположенности к злоупотреблению алкоголем и антисоциальному поведению.

АВСТРАЛИЙСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(THE AUSTRALIAN TWIN REGISTRY)

australian

Был основан в 1981 году. Своим участием близнецы помогают исследователям изучать влияние генетических и средовых факторов на здоровье и в дальнейшем разработать методы лечения и профилактики заболеваний. В регистр входит более чем 35 000 пар близнецов, что делает его одним из самых крупных регистров мира. На базе регистра было проведено множество исследовательских проектов, включая исследования алкоголизма и табакокурения, астмы, диабета, тревожности, стресса и депрессии, остеопороза, сердечных заболеваний, эпилепсии, болезни Альцгеймера, расстройств пищевого поведения, стоматологических заболеваний, синдрома дефицита внимания, миопии, глаукомы, рака груди и др.

ВЗРОСЛЫЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР УНИВЕРСИТЕТА ОСАКА
(THE OSAKA UNIVERSITY AGED TWIN REGISTRY)

osaka

Это крупнейший взрослый близнецовый регистр в Японии. С его основания в 1974 году был проведён ряд исследований, направленных на изучение средового влияния на физическое, когнитивное и психическое развитие, долголетие и заболевания, специфичные для пожилого возраста. В регистр входят 12 000 пар близнецов, рождённых между 1900 и 1935 годами. 250 пар близнецов прошли медицинское обследование. Главная цель лонгитюдного близнецового исследования – внести вклад в предупреждение заболеваний, вызванных неправильным образом жизни.

ЦЕНТР БЛИЗНЕЦОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КЕЙО
(THE KEIO TWIN RESEARCH CENTER) KoTReC

keio

Центр близнецовых исследований Кейо провёл два лонгитюдных исследования и собрал три независимых и анонимных блока данных для изучения фенотипов, связанных с психологическими, социо-экономическими факторами и факторами психического здоровья. В исследованиях Кейо приняли участие подростки и взрослые (всего 2 400 пар близнецов и их родителей). Для почти 600 близнецовых пар были получены образцы ДНК. В Токийском близнецовом проекте (The Tokyo Twin Cohort Project) приняли участие 1 600 близнецовых пар от младенчества до раннего детства. В результате масштабного исследования были собраны данные о 4 000 близнецовых парах (от 3 до 26 лет) и о двух группах близнецов, учащихся в старшей школе (1 000 пар близнецов). Эти данные, главным образом, касаются академических успехов, социальных установок и социального окружения. В результате исследований были выявлены генетические структуры когнитивных способностей, личностных черт и академических успехов; влияние генов и среды на развитие социальных установок, социо-когнитивных способностей и воспитание детей; взаимодействие генов и среды в сфере социальных установок и проблем поведения и др.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБУЧЕНИИ
(INTERNATIONAL LABORATORY FOR INTERDISCIPLINARY INVESTIGATIONS INTO INDIVIDUAL DIFFERENCES IN LEARNING)

inlab

Международная лаборатория междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс колледжа Университета Лондона (InLab) – это исследовательская группа, возглавляемая доктором Юлией Ковас. Исследования InLab направлены на понимание сложных взаимодействий между генетическими, социальными и культурными факторами и их влиянием на индивидуальные различия в обучении и познании. InLab проводит кросс-культурные и междисциплинарные исследования с акцентом на областях науки, технологии, инжиниринга и математики (STEM). Inlab сотрудничает со многими ведущими международными институтами и признанными мировым профессиональным сообществом научными консультантами для достижения поставленных целей. Лаборатория ориентирована на подготовку молодых учёных и развитие международной академической мобильности. На базе лаборатории реализуется магистерская программа «Психология, генетика и образование», в основе которой междисциплинарный подход к решению фундаментальных вопросов психологии и образования в контексте индивидуальных различий в обучении и достижениях. Исследователи, студенты и международные партнёры InLab проводят междисциплинарные исследования мирового уровня в области образования.

РОССИЙСКО – БРИТАНСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОГЕНЕТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА РАО

rbbg

Была основана в 2011 году в рамках соглашения между Психологическим институтом РАО и Голдсмитс колледжем Университета Лондона была создана Российско-Британская лаборатория психогенетики. Российско-Британская лаборатория психогенетики организована на базе международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (International Labaratory for Interdisciplinary innovative investigations into individual differences in Learning) Голдсмитс колледжа Университета Лондона и лаборатории возрастной психогенетики Учреждения Российской академии образования «Психологический институт».

Целью Российско-Британской лаборатории является проведение систематических исследований роли наследственных и средовых факторов в индивидуальных различиях психологических функций человека с использованием исследовательского опыта и традиций британской и русской сторон. Основной задачей лаборатории является интеграция российской психологии в мировую психологическую науку, использование протоколов и инструментов научных исследований, соответствующих современным мировым стандартам, создание совместных исследовательских платформ, разработка совместных и использование международных баз исследовательских данных. Руководство лабораторией осуществляется со-руководителями: с Российской стороны – акад. РАО С.Б. Малых, с Британской стороны – д.психол.н. Ю.В. Ковас.

ШВЕДСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(THE SWEDISH TWIN REGISTRY)

swedish

Крупнейший в мире близнецовый регистр, основанный в конце 1950-х годов для изучения влияния курения и употребления алкоголя на возникновение онкологических и сердечнососудистых заболеваний. В настоящее время регистр расширился и сейчас с его помощью исследуется широкий спектр наиболее часто встречающихся заболеваний. В настоящее время в регистр включено более чем 194 000 близнецов и у 75 000 пар определена зиготность. За последние 10 лет учреждён биобанк с образцами ДНК 45 000 близнецов. База данных регулярно обновляется.

ТЕХАССКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ ПРОЕКТ
(THE TEXAS TWIN PROJECT)

texas

Цель Техасского близнецового проекта – создание нового американского близнецового регистра, который позволит выяснить, каким образом макросреда (социо-экономическое положение, этническая принадлежность и др.) взаимодействует с генетикой в процессе развития детей. Проект ориентирован на детей и подростков школьного возраста крупных округов: Остин, Техас и Хьюстон. Потенциальное количество близнецов составляет 16 852 участника.

БЛИЗНЕЦЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(TwinsUK)

uk2

Был организован в 1992 г. и в настоящее время расположен на кафедре Близнецовых исследований в King’s College, Лондон. Его изначальной целью было исследование частоты заболеваемости остеопорозом и другими ревматическими заболеваниями в небольшой выборке, состоящей из нескольких монозиготных близнецов. С того времени регистр расширился – увеличилось число близнецов и областей исследования. В настоящее время в регистр входит12 000 монозиготных и дизигоных близнецов от 16 до 98 лет (средний возраст – около 50 лет), проживающих в Англии. В настоящее время этот регистр – единственный взрослый близнецовый регистр в Англии. Выборка уникальна тем, что для близнецов получены наиболее подробные данные о генотипе и фенотипе. Полученные данные позволили осуществить сотрудничество с более, чем с 60 исследовательскими группами по всему миру, и опубликовать около 600 научно-исследовательских работ.

МИННЕСОТСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(MINNESOTA TWIN REGISTRY)

minnesota

Основан в 1983 году. В настоящее время в него включены данные о 4307 близнецовых парах, рожденных в Миннесоте в1936 – 1955 годах. Кроме того, в регистр включена 901 близнецовая пара, рождённая в Миннесоте с 1904 по 1934 год. Исследуются индивидуальные различия на основании данных опросников. Опросники, заполненные участниками, включают личностные и демографические характеристики, профессиональные и личные интересы.

КАЛИФОРНИЙСКАЯ БЛИЗНЕЦОВАЯ ПРОГРАММА
(THE CALIFORNIA TWIN PROGRAM)

california

Программа началась в 1992 году в Медицинской Школе Университета Южной Калифорнии. К настоящему времени 150 000 близнецов, рождённых в Калифорнии между 1908 и 1982 годами и проживающих в штате и за его пределами, принимают участие в программе. Основная цель программы – описать характеристики Калифорнийских близнецов как представителей всех коренных жителей штата. Участие в регистре позволяет обращаться к близнецам для дальнейшего участия в исследованиях по изучению медицинских проблем.

ДАТСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(THE DANISH TWIN REGISTRY)

danish

Один из старейших близнецовых регистров в мире. Регистр основан в 1950-х годах с целью изучения причин возникновения онкологических заболеваний. Сейчас в регистр включено более 88 000 пар близнецов. Биобанк при регистре был основан в 1997 году.

НИДЕРЛАНДСКИЙ БЛИЗНЕЦОВЫЙ РЕГИСТР
(NETHERLANDS TWIN REGISTER)

netherlands

Был основан в 1987 году. Цель регистра – исследование роли наследственности в личностные особенности, развитие и различные заболевания. В настоящее время в регистр входит около 25 000 близнецов старше 18 лет и 62 000 близнецов от 0 до 18 лет. В подгруппах различного возраста были проведены исследования процессов развития, гормонального фона, нейрофизиологических и сердечно-сосудистых измерений методами ЭЭГ, МРТ и др. Также были собраны биологические образцы, включая ДНК. Нидерландский близнецовый регистр состоит из двух больших подгрупп: регистр с близнецами младшего и подросткового возраста (YNTR) и регистр взрослых близнецов (ANTR). Когда участники YNTR достигают возраста 18 лет, их приглашают принять участие в ANTR.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ БЛИЗНЕЦОВ
(THE TWINS EARLY DEVELOPMENT STUDY)

teds

TEDS – это обширная лонгитюдная выборка близнецов, рожденных в Англии и Уэльсе между 1994-1996 годами. Исследование фокусируется на когнитивном и поведенческом развитии, а также на проблемах при нормальном развитии. В настоящее время в исследовании участвуют более 10 000 пар близнецов. У более, чем 7 000 были получены образцы ДНК. Семьи принимали участие в исследовании, когда близнецам было по 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14 и 16 лет. В период с января 2012 года по декабрь 2014 года близнецам исполнится по 18 лет, и исследование будет проводится на взрослой выборке. Этот регистр является уникальным ресурсом для изучения роли генов и среды на развитие сложных свойств человека от детства до раннего взрослого возраста. Исследования, выполненные на базе TEDS, предоставилb огромное количество важной информации о формировании индивидуальных различий в школьном обучении. TEDS является одним из основных международных партнёров Российского Школьного Близнецового Регистра.