Участие в научно-образовательных проектах

ПРИГЛАШЕНИЕ к участию в научно-образовательных проектах

deti

Исследования проводятся на базе лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета при участии Российско-Британской лаборатории психогенетики Психологического института Российской академии образования и Международной лаборатории по изучению индивидуальных различий в обучении Голдсмитс, Университет Лондона.

Контактная информация
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

tgu2

Томский государственный университет

Лаборатория создана при поддержке гранта Правительства РФ по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования. Лабораторию возглавляет британский ученый Юлия Ковас (Голдсмитс, Университет Лондона). Исследования носят междисциплинарный характер и объединяют усилия психологов, педагогов, нейрофизиологов, генетиков, математиков и биоинформатиков из России, Великобритании и других стран.

Голдсмитс, Университет Лондона Голдсмитс, Университет Лондона

Психологический институт РАО Психологический институт РАО

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

Развитие каждого ребенка уникально. Индивидуальные различия проявляются во всех сферах развития человека, но особенно ярко – в познавательном развитии школьников. Одни дети усваивают новые знания быстро и качественно, легко генерируют новые идеи. Другим детям для достижения высоких результатов требуется больше времени и другие способы изложения учебного материала.

twins1 

Вся история развития педагогики связана с поиском наиболее эффективных методов обучения, но до настоящего времени не появилось универсальных, одинаково эффективных для всех детей методов обучения.

Цель исследования состоит в понимании причин индивидуальных различий в усвоении школьных дисциплин и в разработке оптимальных для каждого ученика методов обучения.

Понимание такого сложного процесса, как успешность обучения, требует учета целого комплекса факторов – от генетических особенностей до особенностей методов обучения – и взаимодействия между ними. Поэтому в нашем исследовании оцениваются все возможные факторы, которые могут влиять на успешность обучения –  познавательные  характеристики, учебные достижения, мотивация, учебные программы, особенности функционирования мозга, генетические особенности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Познавательные характеристики учащихся школ

Ученики по-разному осваивают различные школьные дисциплины. Одни проявляют живой интерес только к математике и достигают высокого уровня в решении задач. Другим ученикам нравится русский язык, но они не справляются с освоением математического материала. А третьи ученики одинаково успешны  в  освоении всех школьных дисциплин.

Согласно исследованиям, в основе этих индивидуальных различий в обучении лежат такие познавательные характеристики, как время реакции, чувство числа, пространственная память и т.д. Исследование взаимосвязей этих характеристик с успешностью обучения даст ключ к пониманию индивидуальных различий в успешности освоения различных школьных предметов и поможет наилучшим образом организовать процесс преподавания в образовательных учреждениях.

twins2

Что включает в себя участие?
В присутствии педагога и одного из исследователей учащийся выполняет на компьютере несколько коротких заданий, разработанных в соответствии с возрастными особенностями ребенка. На картинке представлен пример когнитивного теста, измеряющего числовую интуицию. Мы также попросим участников ответить на ряд вопросов об их интересах, мотивации и отношении к разным школьным предметам.

2. Генетические особенности

Для того чтобы оценить, как генетические различия взаимодействует со средовыми факторами при обучении, необходимо проанализировать дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) детей, участвующих в нашем проекте. С помощью этого анализа возможно оценить, какие генетические факторы вносят вклад в индивидуальные различия в психологических характеристиках, связанных с обучением. Данный методический подход широко распространен в научных лабораториях мира, изучающих проблемы одаренности, математических способностей и иных проявлений характеристик, связанных с обучением детей. Это направление относится к наиболее перспективным разделам науки будущего.

Анализ ДНК проходит на обезличенных данных, только на групповом уровне. Следует отметить, что в соответствии с законом о защите персональных данных в проекте всегда используются только обезличенные данные.

Проанализировав состав слюны и выделив из нее ДНК, можно оценить, как гены связаны с успешностью обучения. При этом сохраняется полная конфиденциальность персональных данных.

Что включает в себя участие?
У участника собирается слюна в небольшую пластиковую пробирку (показана на нижеприведенном рисунке).

twins3

3. Особенности функционирования мозга

Индивидуальные различия в обучении формируются под влиянием таких взаимодействующих факторов, как познавательные характеристики (память, внимание, мышление и др.), восприятие ребенком учебных программ, мотивация ребенка, индивидуальная чувствительность к оценкам в учебном процессе и т.д. Известно, что все эти процессы связаны с особенностями деятельности мозга ребенка. В исследовании используется регистрация электроэнцефалограммы (ЭЭГ), которая позволяет изучать особенности нейронной организации познавательных процессов.

ЭЭГ – это запись электрической активности головного мозга с поверхности головы, которая позволяет оценить возрастные особенности деятельности головного мозга.

ЭЭГ у детей считается самым доступным и к тому же наиболее информативным видом исследования работы головного мозга.

twins4

Что включает в себя участие?
Для регистрации ЭЭГ ребенку одевают на голову специальную шапочку с датчиками. При регистрации ЭЭГ ребенок выполняет целый ряд интересных заданий на персональном компьютере в отдельном кабинете. Электроэнцефалография представляет собой абсолютно безболезненный и безвредный метод исследования.

4. Российский школьный близнецовый регистр (РШБР)

Очевидно, что наиболее эффективны индивидуализированные программы, учитывающие особенности каждого ученика. Ключ к построению таких индивидуализированных программ обучения – раскрытие причин индивидуально-психологических особенностей, обусловленных взаимодействием генетических и средовых факторов. Наиболее эффективный способ понимания этого взаимодействия – изучение близнецов, обучающихся в школах.

logo-ru

Формирование Российского Школьного Близнецового Регистра – это создание уникального и универсального инструмента для исследования природы индивидуальных различий не только в психологии, но и в образовании.

twins5

Что включает в себя участие?
Для того чтобы включиться в регистр, нужно зарегистироваться на сайте РШБР (www.protwins.ru) и действовать по инструкции. После регистрации участники и их родители получат все информационные материалы о проекте РШБР с приглашением дать согласие самостоятельно или через школу на включение в регистр. Участники получат Сертификат Участника РШБР с благодарностью за вклад в научное исследование и получат возможность участия в конкурсах и проектах.

twins6

 

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ
на включение близнецов в Российский Школьный Близнецовый Регистр 
и участие в научно-образовательных проектах

(СКАЧАТЬ форму заполнения для родителей)

(СКАЧАТЬ форму для учителей)